Развитие творческого мышления

   Использование технологии мультимедиа

   Инструментальная система "Мультимедиа-БРИГ"

   Учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся

   Психологические составляющие творческой деятельности:

   Три стадии развития творческого мышления

     Комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной"

     Первый уровеньразвитие наглядно-действенного мышления.

    Второй уровень направлен на развитие причинного мышления.

    Третий уровеньнаправлен на развитие эвристического мышления.

     Типы заданий по истории

   Типы языковых заданий

   Диагностика творческого мышления

   Тест развития логических операций

     Литература



Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.

Использование  новой компьютерной технологии мультимедиа открывает широкие возможности для развития принципиально нового вида самостоятельного обучения, которое в этих условиях становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого. Автоматизированные обучающие системы могут помочь учащимся, которые по каким-либо причинам пропустили занятия, восполнить пробел в обучении. Их использование может содействовать реорганизации дистанционного обучения, существенному повышению его эффективности. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или факультативный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Для разработки компьютерного курса преподаватель отбирает учебный материал, наиболее отвечающий стилю проблемного обучения.  Учебный  текст разбивается на отдельные составляющие, каждая из которых может быть представлена в виде проблемы. Далее формулируется каждая составляющая проблемного вопроса так, чтобы учащиеся могли понять этот текст, услышав только вопрос. Разбив учебный текст на фрагменты, преподаватель составляет ряд последовательных вопросов для каждой составляющей текста, или вопрос по картине или рисунку, или вопрос к видео фрагменту. Схема, звуковое сопровождение вопроса, рисунок могут использоваться как подсказка к вопросу.

По каждой контролируемой теме составляется несколько вопросов, раскрывающих ее суть . К каждому вопросу надо написать либо один правильный  ответ, либо варианты ответа, из которых один только правильный. Вопрос формулируется так, чтобы он не выдавал правильного ответа. Для подготовки учебного материала и вопросов можно подключить самих учащихся, разбив учащихся на две команды с капитанами и выбрав жюри.

Каждая команда должна подготовить несколько занимательных каверзных вопросов по изучаемой теме. Собранные вопросы проверяются преподавателем и разбиваются на три категории: простые, средние и трудные.  Преподаватель оценивает результаты соревнований команд по подготовке вопросов, выявляя какие из вопросов являются вопросами особой трудности и наиболее интересные, что больше всего из подготовленного студентами помогает лучше усваивать предлагаемый текст.


Инструментальная система "Мультимедиа-БРИГ"

Разработанная нами инструментальная система "Мультимедиа-БРИГ" имеет несколько режимов :


Режим обучения предполагает  сопровождение учебного текста фоновой музыкой, иллюстрациями, фотоматериалами, яркими запечатлевающимися образами и динамическими картинами видео, которое кадр за кадром будут следовать изучаемому тексту, может использоваться режим прогулки по городам, по картинным галлереям и выставкам новой техники,  режим "караоке" и другие.

Система "Мультимедиа-БРИГ" может использоваться для дистанционного обучения и контроля знаний дистантных учеников. Преподаватель подготавливает на компьютере разноплановые учебные тексты и предлагает дистантным ученикам изучить отрывки текстов, стараясь обобщить их по самым разным признакам.

Каждый дистантный учащийся продумывает свою версию обобщения предлагаемого текста и набирает на компьютере свой вариант обобщения текста. Обобщение может быть самое неожиданное, в том числе не очень реальное или даже неправдоподобное. Важно, чтобы это было оригинально и интересно. Далее педагог предлагает дистантным ученикам записать суть учебных текстов. Обычно, суть очень проста и может быть выражена всего несколькими словами. Дальше предлагается продолжить высказывание путем обобщения или конкретизации уже высказанной сути отрывка, т.е. развитие, продолжение, углубление, обобщение сказанного.

По заданной теме дистантному ученику необходимо осуществить поиск основных понятий, вопросов и проблем в WWW-системе, в виртуальных библиотеках и иных источниках информации. Используя поисковые информационные средства Интернета, он должен подобрать по изучаемой теме интересную информацию, рисунки, фото. Студент может воспользоваться базой данных    графических и звуковых фрагментов системы "Мультимедиа-БРИГ". Подобранный учениками материал педагог может включить в базу данных системы, если этот материал помогает лучше усваивать и запоминать учебные тексты. Далее по данной теме дистантные ученики подготавливают вопросы трех типов сложности : простые, средние и трудные. Ученики выставляют свои работы на учебный Web-сервер.

Педагог обеспечивает возможность взаимодействия дистантных учеников между собой и со специалистами в изучаемой области с помощью коллективной телекоммуникации. Педагог организует конференцию, олимпиаду, мозговой штурм или соревнование между дистантными учениками.

Это может быть соревнование на лучшую шпаргалку по заданной теме. Цель такого соревнования - научить искусству краткого, образного и доходчивого отображения учебной информации так, чтобы это было понятно всем. Дается задание составить по определенной теме не просто шпаргалку, а произведение искусства. В центре шпаргалки можно изобразить несколько самых главных ключевых понятий. Предлагается написать их разными шрифтами, обвести. В стороны провести стрелки, линии. Отразить с какими понятиями соотносятся ключевые слова. Можно изобразить рисунки-пиктограммы. Предлагается творить, выдумывать, пробовать. Одно лишь условие: сама шпаргалка должна быть понятна любому. Можно организовать соревнование на лучший афоризм, загадку, викторину, шутку, анекдот, каламбур по заданной теме. Педагог оценивает чей юмор и шутки оказали наиболее благотворное воздействие на усвоение учебного материала. Каждый дистантный ученик создает свой образовательный продукт, который публикуется на учебном Web-сайте.

В обязанности педагога входит подготовка проблемных заданий, разработка методических материалов и контрольных работ, обеспечение доступа к информационному пространству, организация телекоммуникаций между учениками, консультации, резензирование и оценка созданных учениками образовательных продуктов.



Учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся

Нами разработаны учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся, которые могут использоваться для дистанционного обучения.



Психологические составляющие творческой деятельности:

Исследования психологов позволили выявить психологические составляющие творческой деятельности:
- гибкость ума;
- систематичность и последовательность мышления;
- диалектичность;
- готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в "скачку идей", когда решение до конца не продумывается.  В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

 Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту особенность назвали диалектичностью мышления. Например, долгое время казались неразрешимыми такие явления, как беспроволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, запись и сохранение звука. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения. Вспомните возможности Интернета.

 Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.
 Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Георгом Менделем в 1865 году. Но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет, после того как три разные группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его.



Три стадии развития творческого мышления:

Выявленные учеными психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У учащихся способность к творчеству складываются  постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. Исследования творчества учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:
- наглядно - действенное;
- причинное;
- эвристическое.

Наглядно - действенное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения.Мышление рождается из действия. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии. Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
-четкое и ясное представление образов предметов;
-хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
-способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
-способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

 Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное  мышление  связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Исследовательская активность учащихся на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления (Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. - М., 1955. С. 126-139 ). Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов и правил природы и общества является критичностью мышления. С одной стороны, благодаря осознанию правил и законов, творчество учащихся становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной"
 Разработанный нами комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной" состоит из трех уровней. Каждый уровень назван в соотвествии с этапами развития творческого мышления.
 


Для подбора заданий мы руководствовались двумя принципами: принципом диссоциации и принципом открытости заданий. Принцип диссоциации означает, что каждое мыслительное умение можно разложить на отдельные способности. Эти способности связаны либо с характером развивающего материала (графический, речевой, предметный, математический), либо с внутренней логикой формирования мыслительного умения. Принцип открытости заданий означает, что большинство упражнений предполагают не один, а несколько вариантов решения.

Первый уровень -  развитие наглядно-действенного мышления

В первый уровень комплекса программ включены программы на анализ зрительного образа, работа со свойствами предметов, узнавания объектов на основе описания отдельных признаков (отгадай загадки), сочетание признаков разных предметов (метод фокальных объектов), нахождения общих и различающихся признаков объекта (Программа "Лишнее слово", "Назови отличие", "Поиск общего", "Группировка слов"), узнавание объекта по описанию возможных действий с ним (развитие умственных действий), поиск альтернативных способов действия, задачи на сравнение, умение делать логические выводы (Программа "Вывод"), умение находить действия, противоположные по значению.

Второй уровень  -  развитие причинного мышления.

 Развитие причинного мышления начинается с осознания последствий своих действий. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Важным направлением  на этапе причинного мышления является развитие следующих способностей:


 Следующая группа программ направлена на развитие этих способностей.

1. Преобразование  слов.
2. Учимся устанавливать ситуативные связи между предметами.
3. Учимся устанавливать причинные связи между событиями
4. Учимся находить причину событий. (Игра "Почему это произошло?")
5. Учимся представлять последствия событий.(Игра "Продолжи предложения", " Выбери одну из причин")
6. Учимся обозначать словами существенные признаки предмета (Игра "Определение")
7. Учимся формулировать законы.(Игра "Почему это происходит?")
8. Учимся объяснять образное сравнение (Игра "Вырази мысль другими словами", "Образуй как можно больше слов из букв одного слова", "Сравнения по форме, по прочности, по цвету, по красоте и др.")
9. Учимся составлять слова с заданной буквой.
10. Преобразование одного слова в другое.
Например:
Бант - коса
БАНТ
РАНТ
РАНА
РАСА
РОСА
КОСА
11. Антонимы.
12. Синонимы.
13. Подбор общих слов.
14. Понимание социальных взаимосвязей.

Эти программы содержат задания типа:
1. Мальчика Сашу спросили:
- У тебя есть брат?
- Есть, - ответил он.
- А у твоего брата есть брат?
- Нет, - сказал Саша.
Как ты считаешь, прав ли Саша?
2. Реши задачу.
 Шли 7 братьев, у каждого брата по сестре. Сколько шло человек?

15. Отгадывание текста по названию и ключевым словам.
16. Придумай продолжение.
17. Напиши стихи по названию.
18. Учимся придумывать сказки по опорам - по схеме Джанни Родари (Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1978.):

19. Игра "Да - нет"
20. Игра "Веришь - не веришь"
21. Игра "Правда ли, что ... "
22. Придумай сказку по вопросам:
В эту игру могут играть по сети несколько человек, по очереди.

23. Учимся составлять текст по методу контрольных вопросов.
24. Усовершенствование предмета по списку Осборна.
25 Учимся задавать вопросы к научно-познавательному тексту по методу  американской исследовательницы Сандры Каплан, пользуясь наборами вопросительных слов и ключевых слов вопросов.
26 Учимся оценивать событие с разных сторон. (Игра "Хорошо - плохо")
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. (Придумать как можно больше слов с комбинации букв ...)

Третий уровень направлен на развитие эвристического мышления.

Одно из важнейших умений, которые формируются на этапе эвристического мышления, это умение анализировать проблемную ситуацию.

1. Учимся анализировать проблемную ситуацию.
Сюда входят задания, где нужно проранжировать выделенные факторы ситуации, то есть нужно расположить факторы по степени важности.

2. Учимся разрешать противоречия.

3. Учимся оценивать и принимать альтернативные стратегии действия. ("Игра "Робинзон", "Менеджер")

Для разных предметов типы заданий могут быть разными.

Рассмотрим типы заданий по истории:

1. "История в лицах"
 В задании приводится фраза из источника или из исследования. В этом случае  нужно внимательно прочитать весь текст, найти ключевые даты или важные события. В рамках этого времени уже искать конкретного исторического деятеля, характеристика которого приводится в источнике.
 В задании второго типа надо определить исторического деятеля по приведенным признакам.

2. "История в датах"
Этот тип заданий имеет целью не только проверить знание дат, но и позволяет проявить навыки логического мышления.  В этом задании лучше идти от известного: соединить линиями те события и даты, которые Вам хорошо знакомы, а потом определиться с десятилетиями и найти соответствие даже в тех вариантах, которые вызывают сомнение.

3. "Вычерните лишнее".
Для выполнения этого типа заданий следует сначала выявить то общее, что связывает приведенные имена и понятия, а уже затем определить и вычеркнуть только одно слово, которое является лишним. Связь может быть временная, территориальная, социальная или иного порядка.

4. "Выберите правильный ответ".

Этот тип заданий в большей мере сориентирован на явления и термины, хотя могут встречаться и имена. Для выполнения этого задания из предложенных вариантов нужно сначала исключить заведомо неверные, оставив только один правильный ответ.

5. "Найдите современников"
В этом типе задания рядом с именем деятеля из одной страны приведены несколько имен деятелей из других стран, из которых нужно выбрать только одного, кто жил примерно в те же годы. Здесь можно идти от известного, определив сначала годы жизни или хотя бы столетие для этого деятеля, а уже потом работать с остальными.

6. "Работа над ошибками"
Этот тип задания требует особой внимательности. Тексты в них составлены так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь, ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, но встречаются и неточности, касающиеся мелких фактов. Этот тип заданий проверяет не только знания, но и внимание.

Рассмотрим типы языковых заданий:

1. "Речевой этикет"
Например: Допишите вежливое  слово:

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ...
                              ("Спасибо")

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ...
                        ("Добрый день")

2."Доскажите словечко"
Из упрямства ни на шаг
Не продвинется ...
                              (ишак)

3."Докончите словечко"
За окном шумит буран.
За стеной поет ба...
                 (баян)

4. "Шарады"
Из двух слов в одно
След       ежи
Зал          кон
Бал          опыт

5. Отгадайте шарады
Первое - нота, второе - игра
Целое встретится у столяра.
     (До-лото)

6. Логогрифы
Я острым углом в море выдаюсь,
Отбросишь С - в местоименье превращусь.
             (Мыс-мы)

7. Метаграммы
С буквой Н, мои друзья,
Ничего не знаю я.
Н на С перемените,
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М:
Я пальто у вас проем.
   (Ноль-соль-моль)

8. Анаграммы.
В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь -
В часах меня услышишь.
      (Кит - тик)

9. Омонимы.
Первое слово - оружие
Наших далеких предков,
Слово второе - нужный
Овощ для человека.
      (Лук)

10. Омофоны
Первое - хворостина,
Второе - где ил и тина.
     (Прут-пруд)

11. Омографы
Первое слово - страдание
Второе - продукт питания.
               /              /
           (мука - мука)

12. Буква заблудилась
Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это

Мы собрали васильки
На головах у нас щенки. (венки)

13. Превращения слов
Было слово муха -
Сделалось уха.

14. Пропавшие буквы
Землю роет старый кот
Под землею он живет.
               (крот)
 

15. Веселые буквы
Раз в толпе
Затерялась буква П
У дороги черепок
Превратился в ...
                     (черенок)

16. Путаницы
Злой кабан сидел на ветке
Пароход томился в клетке
Соловей точил клыки
Дикообраз давал гудки

17. Какие бывают слова
Есть сладкое слово - ракета
Есть быстрое слово - конфета

Есть кислое слово - вагон
Есть слово с окошком - лимон
18. Загадки-складки "Доскажите словечко"
Например:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ...
               (весна)

19. Загадки.

Что возвратить нельзя ?
                         (Время)

Загадки заставляют думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание и делает учение интересным, ненавязчивым. Но загадка - это не только игра, а и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление, формировать навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д. С развитием общества меняется тематика загадок, но и ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным.

20. Считалки
Придумать свою считалку

21. Буриме
-  луна
-  балкон
-  она
-  он
Была Луна
Висел балкон
Пришла она
Сорвался он

22. Монорим

Все стихотворение на одной рифме, например:

Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина...
Где ж иных небес куртина,
Вод манящая картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

23. Брахиколон
Стихи из одного слова в один слог

Например:
И. Бажов
Гол
Бес
Шел
В лес
Вдруг
- Стоп!
Жук
В лоб!
Бес
Рад:
Влез
В ад.

24 Бесконечные стихи.
Например:
У попа была собака ....

25. Стихи предметной формы.

Проложен жизни путь бесплодными степями
И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце: скованы цепями
И разум и уста
И даль пред нами
Пуста.

26. Макаронистический стих

Шутливый стих, в котором смешаны разноязычные слова или же переделанны на иностранный лад

Как странно одевается
Мадам Тюрлютютю:
На плечах пуфы страшные
Камаль тре пуэню

27. Учебные стихи мнемонического характера

Гнать, держать, дышать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
И еще вертеть, терпеть,
Ненавидеть и смотреть.

28. Центон
Из нескольких стихов - лоскутков)

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь,
По улицам слона водили,
Как, видно, напоказ -
Известно, что слоны в диковинку у нас, -
Так за слоном толпы зевак ходили...

29. Чепуха

Импровизация, разновидность центона.

Это чепуха, ерунда, но ...
Если эту ерунду
Посолить немножко,
То в Юсуповом саду
Вырастет картошка.

30. Домашние стихи

На рожденье много снеди
Напеча и наваря
Пригласил нас дядя Федя
В день последний Ноября.

31. Акростих

Первые буквы всех строк образуют слово

Елка, помнишь, под травой
Жил в траве приятель твой
И гуляя в иголочках
Как живая елочка!

32. Тавтограмма
Все слова с одной буквы.

Например:
Мой маяк
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк
Мятежны марева морские
Мой милый маг, моя Мария.
                 (В. Брюсов)

33. Азбука от А до Я

Например:
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень и июль.
Колыбельной лаской млеет
Нежно отзвуки пропели...
Разостлался синий тюль
Улетели феи холить
Царство чары шаловливой
Щебет едких эпиграмм.

34. Палиндром (бег назад)
Например:
Я ИДУ С МЕЧОМ, СУДИЯ
Попробуйте составить свои палиндромы.

Диагностика творческого мышления

Исследования психологов показало определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Для исследования творческого мышления мы используем серию достаточно простых и быстрых в использовании диагностических методов, и основанных на них компьютерных программ.
Для оценки гибкости при составлении новых слов из одного слова подсчитывается количество верно составленных слов. Например, из букв слова электростанция  необходимо составить как можно больше новых слов. Время выполнения задания - 5 минут. Высокий уровень развития - 9 и более слов, средний уровень -7-8 слов, низкий уровень - 6 и менее слов.

Тест развития логических операций
 

1. Осведомленность.
2. Исключение понятий.
3. Обобщение.
4. Аналогии.


Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. С. 28-36.
2. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Методика диагностики речемыслительной креативности. // Методы психологической диагностики, вып. 1 - М., 1993.
3. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, 1990, N 6.
4. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии, 1993, N 2.
5. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М., 1979.
6. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1975.
7. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1978.
8. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.
9. Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в формевопросов в разные возрастные периоды. // Вопросы психологии, 1986, N 1.


НАЗАД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Hosted by uCoz